Психиатрия для психологов курс 2018

ВЕБИНАРЫ
«Психиатрия для практикующих психологов.
Теория и практика» (32 академ. часа)

I ЧАСТЬ: ПРОПЕДЕВТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ КЛИЕНТОВ

17 и 18 марта
24 и 25 марта
с 12:00 до 15:00 время московское

II ЧАСТЬ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПСИХОТИЧЕСКОЙ, ПОГРАНИЧНОЙ И НЕВРОТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

7 и 8 апреля
14 и 15 апреля
с 12:00 до 15:00 время московское

В современном мире растет частота обращений к психиатрам и психологам с проблемами психиатрического характера. Знание этого предмета убережет практикующих психологов от возможных ошибок, невыполнимых обязательств и неоправданного риска. Работа консультирующего психолога связана с высокой ответственностью в условиях дефицита информации, с необходимостью принятия значимых для судьбы пациента и репутации самого специалиста решений. Без знания основ психиатрической диагностики и подходов к психотерапии различных психических расстройств профессиональная деятельность психолога может стать либо неэффективной, либо даже пагубной, то есть нанести вред пациенту.

Чтобы избежать этих нежелательных последствий, вашему вниманию предлагается вебинар, посвященный проблемам психических расстройств в современном мире и психотерапевтическим принципам их лечения и коррекции.

Отличительной особенностью вебинара, помимо его теоретической содержательности, является подход в работе психолога к пациентам с психиатрическими диагнозами. Юнгианский анализ в этом отношении особенно богат смыслами, образами, связями с мифологией, культурой и литературой. Он предполагает недогматическое, творческое видение клиента. Другой отличительной особенностью вебинара является современное освещение психотерапии клиентов с психическими расстройствами психотического и субпсихотического регистра с позиций различных школ, что расширяет как технический репертуар психолога, так и возможности концептуализации, понимания клинического случая.

Психолог и психиатр часто представляют себе одну и ту же клиническую ситуацию с принципиально противоположных позиций, исключающих возможность услышать и понять друг друга. Предлагается современный подход, позволяющий наладить взаимопонимание и сотрудничество двух специалистов, работающих во благо одного пациента.

Вебинар проводят:

 Трофимов Валерий Николаевич (г. Санкт-Петербург):

  • врач психиатр-психотерапевт (профессиональный стаж 34 года),
  • юнгианский аналитик,
  • индивидуальный член IAAP,
  • экс-президент Российского общества аналитической психологии,
  • руководитель Межрегионального обучающего центра аналитической психологии ( http://jungregion.ru/ ),
  • член Союза писателей России.
  • персональный сайт — http://v-trofimov.ru/

 

 

 Романов Дмитрий Валентинович (г. Самара):

  • врач психиатр, психотерапевт (профессиональный стаж 30 лет)
  • кандидат медицинских наук
  • заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Самарского государственного медицинского университета, доцент.
  • Председатель правления Самарского психоаналитического общества.

 

 

 

 

I ЧАСТЬ: ПРОПЕДЕВТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ КЛИЕНТОВ

ПРОПЕДЕВТИКА (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ) ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.

В этом разделе слушатели вебинара познакомятся с кратким изложением истории психиатрии, которая делает понятной сложившиеся к настоящему времени научные подходы и современный психиатрический тезаурус.

Раздел пропедевтики содержит информацию о структуре психиатрического интервью, его целях и особенностях.

В разделе психиатрической диагностики будет рассказано об этапах и методах обследования психиатрических пациентов.

Особое внимание будет уделено:

  • Классификации расстройств мышления, основным симптомам и синдромам, характеризующим патологию мышления;
  • Классификации расстройств восприятия – непсихотического и психотического регистра;
  • Классификации расстройств сознания;
  • Классификации расстройств эмоциональной сферы;
  • Классификации двигательно-волевых расстройств;
  • Классификации расстройств памяти;
  • Классификации расстройств внимания.

В формате свободной дискуссии слушатели вебинара смогут обсудить феномены психиатрической нормы и патологии, познакомиться с эволюцией этих понятий и современными представлениями о них.

В разделе о психиатрической этике слушатели познакомятся с психологическими основами коммуникации врач-пациент, узнают о негативных последствиях неграмотно выстроенной коммуникации в виде ятрогении, диссимуляции или симуляции психических симптомов. Особое внимание будет уделено этическим аспектам современной психиатрии и отношению современного общества к психическим расстройствам.

В разделе, посвященном диагностическим ошибкам, слушатели узнают о том, какие наиболее типичные погрешности допускаются в области диагностики психических расстройств – как в сторону гипердиагностики, так и в сторону недооценки тяжести психической патологии.

Вебинар будет сопровождаться иллюстрациями в виде психиатрических виньеток, примеров из практики и психиатрических задач.

ПСИХОТЕРАПИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКИХ КЛИЕНТОВ (ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ)

В данном разделе содержится информация о наиболее часто встречающихся в практике психиатрических нозологических единицах, особенностях протекания психических расстройств и их прогнозах. Психические расстройства будут изложены в той же последовательности, что и в МКБ-10. Однако объем и детализация изложения будут определяться практической целесообразностью, частотой обращения лиц с теми или иными расстройствами за психотерапевтической помощью, а также доступностью этих нозологических единиц для психотерапевтического воздействия.

  • /F0 – F09/ Органические, включая симптоматические, психические расстройства
  • /F1; F10 – F19/ Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • /F2; F20 – F29/ Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  • /F3; F30 – F39/ Расстройства настроения (аффективные расстройства).
  • /F4; F40 — F48 / Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства.
  • /F5; F50 – F59/ Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
  • / F6; F60-F69/ Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте.

 

II ЧАСТЬ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ ВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПСИХОТИЧЕСКОЙ, ПОГРАНИЧНОЙ И НЕВРОТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДИАГНОЗ В ПСИХИАТРИИ И ПСИХОАНАЛИЗЕ

Cлушателям вебинара будет представлена методология психиатрического (психопатологического) диагноза и психоаналитического (психодинамического) диагноза. Сравниваются диагностические процедуры в психиатрии и психоанализе, рассматривается связь диагноза с концепцией лечения. Обсуждается система мишеней психофармакотерапии и мишеней психодинамической терапии. Излагаются принципы биопсихосоциального подхода как перспективной парадигмы современной медицины и психиатрии, что позволяет психологу  понимать психиатра, осуществляющего психофармакотерапию, и эффективно взаимодействовать с ним.

Также будут подробно рассмотрены компоненты психодинамического диагноза: оценка личности, оценка уровня психической организации и оценка базового конфликта.  Излагаются принципы проведения и структура психодинамического интервью. Обсуждаются технические аспекты проведения интервью: полуструктурированный характер, цикличность, преемственность, определение границ возможного, оценка отклика на пробные интерпретации. Рассматриваются полезные (раскрывающие) психодинамические процедуры.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Будет представлена информация о развитии современных диагностических психоаналитических концепций: подходов З.Фрейда, М.Кляйн, М.Малер, О.Кернберга. Подробно обсуждаются критерии оценки трех уровней психической организации индивида – психотического, пограничного и невротического. По отношению к каждому уровню рассматриваются зрелость когнитивных процессов, особенности базовой мотивации, степень развития аффективной регуляции, зрелость объектной жизни. Будут представлены три системы оценки уровня психического функционирования (феноменологическая, интерсубъективная и интрасубъективная) и принципы их адекватного диагностического применения.

Даются рекомендации выбора языка в зависимости от уровня психической организации пациента и текущего психического взаимодействия.   Производится разграничение понятий «психотический уровень психической организации», «психотическое ядро»  и «психическое функционирование пациента с психозом». Объясняется, каким образом дифференцировать их проявления в процессе психотерапии.  Обсуждаются тупиковые терапевтические ситуации, связанные с недостаточным учетом степени психической зрелости пациента, и способы их преодоления.

Вебинар основывается на использовании реальных клинических случаев и виньеток из психотерапевтической практики автора.  Приветствуются вопросы и обсуждение.

 

По окончанию вебинара на электронные адреса будут высланы сертификаты Межрегионального обучающего центра Аналитической психологии и запись всего цикла вебинаров.
Доступ к записи осуществляется в режиме просмотра. Срок доступа к записи: 10 дней.

Стоимость участия за весь курс:
3000 рублей

 

Регистрация: https://goo.gl/forms/CA1l7WYqyiiCwxzx2

Инструкция для подключения: https://docs.google.com/presentation/d/1OO2IBAcN3Oq5HyInu20qlnh4TpgAZI_beI570FlTZ8g

Требования к компьютеру: https://docs.google.com/document/d/1y9IL04KZySd0JIgsY3e_1DDvHgmZQX4xtow06Elisik/edit?usp=drive_web